Приложение 1 ПДД
Дорожные знаки (по ГОСТ Р 52289-2004 и ГОСТ Р 52290-2004)
Предупреждающие дорожные знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер, соответствующих обстановке.
1.1 «Железнодорожный переезд со шлагбаумом». |
 |
1.2 «Железнодорожный переезд без шлагбаума». |
 |
Знаки 1.1 и 1.2 предупреждают водителя о приближении к железнодорожным переездам. Основные требования к порядку движения через ж/д-переезды изложены в разделе 15 ПДД.
1.3.1, 1.3.2 «Однопутная железная дорога», «Многопутная железная дорога». Обозначение необорудованного шлагбаумом переезда через железную дорогу: 1.3.1 — с одним путем, 1.3.2 — с двумя путями и более. |
 |
1.4.1 — 1.4.6 «Приближение к железнодорожному переезду». Дополнительное предупреждение о приближении к железнодорожному переезду вне населенных пунктов. |
 |
Эти знаки используют для более подробного информирования водителя о степени приближении к ж/д-переезду (по количеству наклонных полос) вне населенного пункта. Могут устанавливаться одновременно на правой и левой стороне дороги.
Если вам встречаются знаки 1.4.1 или 1.4.4 (с тремя наклонными полосами), то до ж/д-переезда осталось минимум 150м, а максимум 300м.
Знаки 1.4.1-1.4.6 устанавливают вне населенных пунктов перед каждым ж/д-переездом на дорогах имеющих статус общегосударственных, республиканских и областных. На остальных дорогах эти знаки используют при расстоянии видимости переезда менее 300м.
1.5 «Пересечение с трамвайной линией». |
 |
Предупреждает о приближении к пересечению с трамвайными путями вне перекрестка, а также перед перекрестком при ограниченной видимости трамвайных путей (менее 50м).
Приближаясь к нерегулируемому пересечению с трамвайной линией, будьте готовы уступить дорогу трамваю, поскольку в такой ситуации (при одновременном праве на движение) трамваи имеют преимущество перед безрельсовым ТС независимо от направления движения (п.13.11 ПДД), кроме случаев выезда трамвая из депо (п.18.1 ПДД).
1.6 «Пересечение равнозначных дорог». |
 |
Предупреждает водителя о приближении к перекрестку равнозначных дорог. Перекресток считается равнозначным даже в том случае, если одна из них грунтовая, а другая имеет твердое покрытие. Порядок проезда таких перекрестков приведен в разделе 13 ПДД. На перекрестках равнозначных дорог запрещен обгон (п.11.4 ПДД).
1.7 «Пересечение с круговым движением». |
 |
Знак 1.7 устанавливается вне населенных пунктов перед каждым перекрестком с круговым движением, на котором размещены знаки 4.3
«Круговое движение». В населенных пунктах знак 1.7 устанавливается перед перекрестками, расстояние видимости которых менее 50м, а также перед каждым перекрестком, на котором отсутствует стационарное освещение.
1.8 «Светофорное регулирование». Перекресток, пешеходный переход или участок дороги, движение на котором регулируется светофором. |
 |
Знаки 1.8 устанавливаются в населенных пунктах в тех случаях, когда регулируемое светофором пересечение имеет ограниченную видимость и не может быть своевременно обнаружено водителем, а также перед первым светофором, расположенным после въезда в населенный пункт.
1.9 «Разводной мост». Разводной мост или паромная переправа. |
 |
1.10 «Выезд на набережную». Выезд на набережную или берег. |
 |
1.11.1, 1.11.2 «Опасный поворот». Закругление дороги малого радиуса или с ограниченной видимостью: 1.11.1 — направо, 1.11.2 — налево. |
 |
1.12.1, 1.12.2 «Опасные повороты». Участок дороги с опасными поворотами: 1.12.1 — с первым поворотом направо, 1.12.2 — с первым поворотом налево. |
 |
На участках дорог с ограниченной видимостью запрещен обгон (п.11.5 ПДД), а на участках дорог с видимостью хотя бы в одном направлении менее 100м – разворот и движение задним ходом (п.8.11 и 8.12 ПДД). Кроме того, вблизи опасных поворотов запрещены остановка и стоянка на проезжей части (п.12.4 ПДД) Поэтому водителям разрешено остановить или поставить автомобиль на стоянку в таких местах только на обочине.
Однако, вне населенного пункта предупреждающие знаки устанавливаются на расстоянии 150-300м от опасного участка. Поэтому, например, если знаки «Опасный поворот» или «Опасные повороты» размещены вне населенного пункта, то в местах их установки разворот и движение задним ходом разрешены (до опасного участка более 100м).
1.13 «Крутой спуск». |
 |
1.14 «Крутой подъем». |
 |
Если горка на знаке слева направо поднимается, значит впереди крутой подъем, если опускается – крутой спуск. Двигаться на спуск старайтесь с небольшой скоростью на пониженной передаче, чтобы была возможность торможения двигателем. При выключении сцепления или передачи автомобиль, находящийся на крутом спуске, под действием своего веса начинает разгоняться. Торможение нажатием на педаль тормоза на затяжном спуске приводит к сильному нагреву тормозных механизмов. Перегрев может снизить эффективность работы тормозной системы и даже привести к ее отказу.
Требования к водителям в местах, обозначенных знаками «Крутой спуск»и «Крутой подъем»:
- При затрудненном разъезде встречных автомобилей всегда должен уступить дорогу водитель, движущийся на спуск (п.11.7 ПДД);
- Обгон запрещен в конце подъема (п.11.7 ПДД);
- Запрещены развороты, движение задним ходом и остановка из-за ограниченной видимости (п.8.11, 8.12 и 12.4 ПДД).
1.15 «Скользкая дорога». Участок дороги с повышенной скользкостью проезжей части. |
 |
Увидев знак «Скользкая дорога» водителю следует заблаговременно снизить скорость, чтобы проехать скользкий участок без резких торможений; кроме того, на таком участке следует избегать резких поворотов руля.
1.16 «Неровная дорога». Участок дороги, имеющий неровности на проезжей части (волнистость, выбоины, неплавные сопряжения с мостами и тому подобное). |
 |
Движение на участке, о котором предупреждает знак «Неровная дорога», на высокой скорости может вызвать поломку ходовой части автомобиля, а также потерю курсовой устойчивости.
1.17 «Искусственная неровность». Участок дороги с искусственной неровностью (неровностями) для принудительного снижения скорости. |
 |
Знак предупреждает о приближении к так называемому «лежачему полицейскому» и о необходимости снизить скорость.
1.18 «Выброс гравия». Участок дороги, на котором возможен выброс гравия, щебня и тому подобного из-под колес транспортных средств. |
 |
1.19 «Опасная обочина». Участок дороги, на котором съезд на обочину опасен. |
 |
Данный знак не запрещает съезд на обочину. Он лишь предупреждает, что впереди состояние обочины не соответствует ГОСТу.
1.20.1 — 1.20.3 «Сужение дороги». Сужение с обеих сторон — 1.20.1, справа — 1.20.2, слева — 1.20.3. |
 |
Знаки 1.20.1-1.20.3 размещают перед участками, на которых из-за сужения дороги затруднен разъезд со встречным и попутным транспортом.
Знак 1.20.2 предупреждает водителя о том, что дорога будет сужена со стороны его движения. В этой ситуации, если из-за сужения дороги предстоит перестроение на соседнюю полосу, следует уступить транспорту, движущемуся попутно без изменения направления движения (п.8.4 ПДД). Если предстоит выезд на противоположную часть дороги, следует убедиться в отсутствии встречного транспорта.
1.21 «Двустороннее движение». Начало участка дороги (проезжей части) с встречным движением. |
 |
Знак устанавливается на дороге с односторонним движением для предупреждения об ее окончании и начале двустороннего движения.
Он может устанавливаться и в случае, когда дорога с разделительной полосой переходит в дорогу с двусторонним движением.
Этот же знак применяют при ремонте дороги для организации двустороннего движения в местах, где до этого транспорт двигался только в одном направлении.
Этот знак обозначает не сам пешеходный переход, а только предупреждает о наличии впереди по ходу движения пешеходного перехода.
1.23 «Дети». Участок дороги вблизи детского учреждения (школы, оздоровительного лагеря и тому подобного), на проезжей части которого возможно появление детей. |
 |
1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой». |
 |
1.25 «Дорожные работы». |
 |
Знак «Дорожные работы» при проведении краткосрочных работ на проезжей части может быть установлен (без таблички 8.1.1
) на расстоянии 10-15м до места проведения работ.
1.26 «Перегон скота». |
 |
1.27 «Дикие животные». |
 |
1.28 «Падение камней». Участок дороги, на котором возможны обвалы, оползни, падение камней. |
 |
1.29 «Боковой ветер». |
 |
1.30 «Низколетящие самолеты». |
 |
1.31 «Тоннель». Тоннель, в котором отсутствует искусственное освещение, или тоннель, видимость въездного портала которого ограничена. |
 |
1.32 «Затор». Участок дороги, на котором образовался затор. |
 |
1.33 «Прочие опасности». Участок дороги, на котором имеются опасности, не предусмотренные другими предупреждающими знаками. |
 |
1.34.1, 1.34.2 «Направление поворота». Направление движения на закруглении дороги малого радиуса с ограниченной видимостью. Направление объезда ремонтируемого участка дороги. |
 |
Данные знаки устанавливаются с наружной стороны закругления дороги. Они не накладывают ограничений в выборе дороги.
1.34.3 «Направление поворота». Направления движения на Т-образном перекрестке или разветвлении дорог. Направления объезда ремонтируемого участка дороги. |
 |
Данный знак устанавливается на Т-образных перекрестках и разветвлениях дорог, если имеется опасность их проезда в прямом направлении.
Предупреждающие знаки 1.1, 1.2, 1.5 — 1.33 вне населенных пунктов устанавливаются на расстоянии 150 — 300м, в населенных пунктах — на расстоянии 50 — 100м до начала опасного участка. При необходимости знаки могут устанавливаться и на ином расстоянии, которое в этом случае указывается на табличке 8.1.1
.
Знаки 1.13 и 1.14 могут устанавливаться без таблички 8.1.1 непосредственно перед началом спуска или подъема, если спуски и подъемы следуют друг за другом.
Знак 1.25 при проведении краткосрочных работ на проезжей части может устанавливаться без таблички 8.1.1 на расстоянии 10 — 15м до места проведения работ.
Знак 1.32 применяется в качестве временного или в знаках с изменяемым изображением перед перекрестком, откуда возможен объезд участка дороги, на котором образовался затор.
Вне населенных пунктов знаки 1.1, 1.2, 1.9, 1.10, 1.23 и 1.25 повторяются. Второй знак устанавливается на расстоянии не менее 50м до начала опасного участка. Знаки 1.23 и 1.25 повторяются и в населенных пунктах непосредственно в начале опасного участка.